Домовая резьба

Сакральные знаки, обозначающие солнце и его ход, птиц и жеребцов – перевозчиков солнца, землю, мировое древо, богинь, ночных драконов, небосклон и небесные припасы воды и плодородия – все это, с одной стороны, должно было защитить дом и его жителей от зла и угроз – потому повышенное внимание уделялось отверстиям, входам в дом – к примеру, дверям и окнам. Так и вышло, что наличники, закрывающие щель меж дверной рамой и стенкой дома, не считая защиты от холода и сквозняков, должны были защищать к тому же от нематериального зла.

Везде разлитой угрозы была «противопоставлена повсеместность солнечного света; при всем этом была подчеркнута закономерность неминуемого прихода солнца в новый денек вкупе с утренней зарей» (Б.А. Рыбаков)
С другой стороны, изображенная картина мира – от конька до порога и до ворот – делала дом мирокосмом, отражением макрокосма, вчеркивала его в мир, должна была обеспечить лад восточный стиль резьбы по дереву, согласие с миром, а как следует, и благополучие. Таким макаром, домовая резьба вначале несла двойную функцию – защитную и обеспечивающую благополучие, и только потом, с некой секуляризацией миропонимания, появилась эстетическая функция, резьба к примеру могла подражать городской лепнине, либо, в более ранешних образчиках, белокаменной резьбе храмов, либо, если идет речь о Поволжье – корабельной резьбе. Но, если мы пристально поглядим на корабельную и белокаменную резьбу, то в ней также заложен сакральный смысл, употребляются сакральные знаки и сюжеты, общие для различных культур.

Рыбаков в собственных работах выстраивает цепь преемственности сакральной символики, применяемой в защитно-заклинательных целях, от каменного века до этнографических данных. Есть спецы, которые не согласны с эти подходом, считая. что нельзя выстраивать настолько прямую линию. Но, с нашей точки зрения, нельзя опровергать устойчивое внедрение определенной знаков http резьба по дереву в протяжении фактически всей истории населения земли, при всем этом, естественно изменялись цвета смысла, изменялась область использования.

О наличие защитной орнаментации домов и предметов быта молвят материалы раскопок Трипольской культуры. Куски все для резьбы по дереву в твери домовой резьбы были обнаружены и при раскопках старого Киева, и Величавого Новгорода. Исторические источники молвят о бытовании резьбы на Руси. К огорчению, дерево – не очень долговременный материал, потому вправду трудно выстроить непрерывную вещественную цепочку меж материалами раскопок, средними веками и основной массой этнографических образцов, относящихся большей частью к 19 и 20 векам и испытавших воздействие городской культуры.
На более старенькых образчиках мы можем найти фактически всю классическую картину мира, более современные эталоны тяготеют к большей орнаментальности, но и в их оказываются включенными сакральные знаки.
Обычная картина мира отличается от уже обычной нам научной картины мира. В общем и целом в ней мир делится на верхний мир – мир неба, средний мир – поверхность земли и нижний – подземный – мир. Но в неких культурах представление о подземном мире может отсутствовать. В центре мира находится мировое древо, корешки которого уходят в подземный мир, а крона – в верхний, оно производит связь меж мирами. Деньком солнце двигается по небу над землей, а ночкой – под землей по подземной реке (морю), либо его соответственно проглатывает и извергает ящер. В верхнем мире также размещены “хляби небесные” – верхние, небесные воды, которые изливаются дождиком, приносящим сбор. Бытовало также представление о том, что с неба падает не только лишь дождик, да и дичь.

Хозяйками неба в различное время были две небесные оленихи (лосихи), полуженщины – полуоленихи все виды орнаментов резьбы по дереву, две дамы с оленьими рогами. Только позднее возникают мужские божества Б.А. Рыбаков: «Геоцентрические представления о дневном пути солнца по небу на жеребцах (либо на лебедях) и о ночном пути по подземному океану на водоплавающих птицах появились, как можно мыслить, еще в бронзовом веке, когда на сосудах для погибших, ушедших в подземный, ночной мир, понизу на днище изображалось ночное, подземное солнце»
Эти знаки и сюжеты, при всем многообразии домовой резьбы, даже уже не осознаваемые носителями культуры, можно до сего времени повстречать не только лишь в деревнях, да и в личном секторе городов. Стиль выполнения может быть совсем различным, а может, напротив – схожим, так как нередко домовю резьбу делали «бригады» мастеров, живущих отхожим промыслом.

Из сохранившихся частей домовой резьбы в большинстве случаев завлекают внимание и сохраняются конкретно наличники, хотя при фотофиксации, конечно, нужно уделять свое внимание на весь комплекс домовой резьбы, включая ворота.
Делать выводы о географической привязке тех либо других сюжетов и символов (кроме характерной для Поволжья корабельной резьбы) достаточно сложно в силу ряда обстоятельств, однако воронеж резьба по дереву обучение, с нашей точки зрения, пристального внимания заслуживает теория Б.А. Рыбакова о мерянском, и шире – финно-угорском влиянии на изображение на наличниках определенных сюжетов.
Рыбаков достаточно условно делит наличники на три группы – в первую (обозначим ее как «солярную» входят наличники с преобладанием солнечных знаков, продолжающие ту же защитную систему, которая применялась и для дома в целом.
Двум другим он уделяет более пристальное внимание, связывая определенные типы наличников с историей освоения славянскими племенами новых для них территорий и контактами с финно-уграми.
Группа наличников, которую можно условно обозначить как «аграрную» – «композиция с двумя рожаницами», типичные образцы – из Ярославского Поволжья. Особенностью композиции Рыбаков считает наличие полукруга или двускатного покрытия посреди верхнего google резьба дерево карниза и двух фигур по сторонам полукруга. Внутри полукруга-небосвода – лучистое восходящее солнце. Над солнцем по дуге изображались “хляби небесные” в виде волнистых или зигзаговых линий. Солнце могло быть изображено в виде круга с четырьмя крестообразно расположенными внутри круга кринами-ростками. По обеим сторонам “небосвода” размещались две стилизованных женских фигуры с символами растительного плодородия. Женская фигура может быть как четко читаема, так и сильно стилизована, переходить в растительный орнамент, при всем этом она вроде бы беременна ростком или внутири большой фигуры помещается меньшая. Точки – семя, “запятые” – прорастающее семя. Лучи в кругу, круги, кресты – Солярные знаки, восходящее или заходящее солнце может быть показано полукругом, бег солнца – сикривленные линии внутри круга или волюты.

Ах так описывает Рыбаков третью группу наличников: эта «группа композиций на наличниках отличается от предыдущих, во-первых, отсутствием небосвода (карниз ровный, горизонтальный), во-вторых, отсутствием связанных с небосводом “хлябей небесных”, а в-третьих — наличием только одной центральной фигуры, иногда подобной рожаницам предыдущей группы, а иногда и резко отличной, и, в-четвертых — наличием различных зверей по сторонам средней фигуры. Идея такой все для резьбы по дереву в перми композиции совершенно иная, чем в предыдущей группе. Там явно ощущалось стремление передать земледельческую картину мира с её водными небесами, движущимся солнцем и двумя рожаницами, щедро оснащенными все для резьбы по дереву оренбург только аграрными символами. Здесь же больше звериного элемента, не всегда показаны растительные символы плодородия, и центральная фигура чаще похожа на архаичную “владычицу зверей”, чем на женское земледельческое божество.»
Как пишет Рыбаков, композиция с небосводом, “хлябями небесными” и двумя рожаницами, встречена преимущественно на Волге в Ярославской и Костромской областях до Кинешмы включительно. Композиция с одной фигурой и зверями наблюдается преимущественно в более южных областях (Ивановской, Владимирской), но частично проникает и в костромское течение Волги.

Согласно историческим и археологическим данным, в междуречье Волги и Клязьмы, происходило соприкосновение и слияние – славян и финно-угров мерян. Со встречей меря и славян Рыбаков свяызвает сказку о Царевне Лягушке, Василисе прекрасной, повелительнице зверей. Славяне на Волге представлены новгородскими словенами, мерянский элемент тяготел к Клязьме, где славянская колонизация велась кривичами.
Наличники с небосводом, “хлябями небесными” и двумя рожаницами, особенно распространенные на избах Ярославской области Рыбаков связывает с новгородской словенской колонизацией, ссылаясь на то, что в средневековом Новгороде существовали сложные композиции с изображением волнистых “хлябей небесных” и движущегося по небосводу солнца путем показа g о резьбе по дереву трех его позиций тоже была известна.
Другая система заклинательного узора над окнами с одной богиней, окруженной зверями, распространена там, где в X–XII вв. проживали мерянские племена, творцы особого зооморфного стиля украшений, на которых, кроме центральной человеческой фигуры, изображались различные животные и птицы: кони, быки, олени, петухи, гуси, утки. Как пишет Рыбаков, географически область наличников XIX в. со зверями и с центральной женской фигурой в композиции совпадает довольно точно с областью распространения древних зооморфных подвесок с лягушачьими лапками, и. по всей вероятности, эта мерянская область сохранила многие черты местного финно-угорского мировоззрения.

Однако, как считает Рыбаков, в «обоих случаях охрана окна от упырей и навий возлагалась на изображение мира: русский, земледельческий, вариант представлен объемным трехмерным пространством небес, а мерянский вариант — более плоскостным, свойственным охотничьим воззрениям, образом земли, населенной зверями и птицами. Вполне естественно, что с течением времени в эту архаичную картину проникли чисто земледельческие славянские символы плодородия в виде распускающейся почки, ростка.»
От себя добавим, что на некоторых наличниках, находящихся в районах финно-угрского влияния, можно обнаружить не только лишь изображения лягушачьих лапок, да и силуэты собственно лягушек… Кроме того, попадались парные изображения ужей-господариков, которые также были связаны с водой и защитой дома.
Невозможно сейчас привести исчерпывающую классификацию все для резьбы по дереву в спб наличников по символике и сюжетам. Вся домовая резьба требует фотофиксации, чтобы быть сохраненной хотя бы в изображениях, очень желательна максимально точная географическая привязка. К сожалению, наличники и резьба, особенно старая, это уходящая натура, почти во всем не слишком хорошо изученная и зафиксированная.
Устойчивые образы, символы и сюжеты мы можем найти в домовой резьбе, на прялках, посуде, орудиях труда, в вышивке и росписи. Данный список отнюдь не исчерпывающий, значение многих символов можно более или менее точно прочесть исключительно в контексте.
Символы:
Ромб с точками – Знак засеянного поля. Знак плодородия
Ромб, заштрихованный прямоугольник – Обозначение земли
Рыбаков считает, что это – две рожаницы, две архаичные богини плодовитости и плодородия. Третья группа наличников – условно назовем «Царевна Лягушка – повелительница зверей».

Шестилепестковый знак в кругу – Громовый знак

Волнистые линии – Знаки вод (земных и хлябей небесных), дождь все для резьбы по дереву барнаул. Вода – символика небесного плодородия, урожая, и пути “на тот свет”, рубежа между мирами Дерево, “елочка” – Знак мирового древа

Кресты – Огненные знаки Большой круг, заполненный орнаментом – Обозначение неба, белого света – в главном на прялках

Конь – символ солнца, перевозчик солнца по дневному небу
Утка – перевозчик солнца ночью
Женская фигура – женское божество, может присутствовать в сюжетах прихода весны, материнства, на предметах женских занятий, на наличниках – охранительница и тд.
Рогатая pdf резьбе по дереву женщина – богиня- рожаница, трансформированный образ небесной оленихи – подательницы благ
Птица – огненно-солярная символика, может быть также перевозчиком или символом души, пара птиц – в том числе – символ брака
Очень стилизованная антропоморфная фигура в домовой резьбе – Духи – хранители дома, духи предков
Олень – небесная богиня- олениха, подательница благ
Медведь – древнейший объект поклонения, отождествлялся с Велесом (“скотий бог”) – подателем богатства и благополучия, позже – хозяин леса.
Знак змеи, имеет отношение к воде
Солнечные символы – вместе с собственно солярными знаками – например, по Рыбакову, птица с распростертыми крыльями) — полдень.
Текст: О.Захарова

0 Comments
Share

admin