Декоративная резьба по дереву

Авто самоделки Самоделки для дачи Рыбаку, охотнику рисунки резьба по дереву рамки, туристу Стройка, ремонт Самоделки из ненадобных вещей Радиолюбителю Коммуникации для дома Самодельная мебель Самодельный свет Домашний мастер Самоделки для бизнеса Самоделки к праздничкам Самоделки для дам Оригами Оригами Модели из бумаги Самоделки для деток Компьютерные самоделки Самоделки для животных Домашний лекарь Пища и рецепты Опыты и опыты Полезные советы

Искусство декорации изделий из дерева набойными узорами из железных полосок и проволоки получило обширное распространение в Дагестане и Закарпатье. Современные мастера декорируют насечкой блюда, кувшины, карандашницы, ковши, ступки с пестиками, трости, броши. Работа над насечкой очень кропотлива. Чтоб украсить древесный предмет средней величины, нужно вбить в дерево несколько тыщ деталей. Сами же приемы выполнения насечки достаточно ординарны, и каждый желающий может завладеть ими, если, естественно, наберется терпения.

Для производства железных вставок и выполнения насечки потребуются слесарные ножницы, чертилка, вырубной штамп с цилиндрическими пуансонами, нож-косяк, торцовый нож-резец, шило, циркуль-резец, центровые сверла и маленький молоточек. Слесарные ножницы используют для нарезания полосок металла, вырезания фигурных вставок. Маленькие слесарные ножницы (длиной 20 см) необходимо приспособить для обрезания проволоки и полосок металла в процессе выполнения насечки, укрепив на одной из ручек пружинящую полоску стали.

Для тех же целей можно приспособить старенькые портняжные ножницы, укоротив их лезвия приблизительно в два раза.При помощи чертилки проводят опасности, по которым подрезают кромки листового металла. Чертилку можно сделать из вязальной спицы. После отжига один конец ее сгибают в кольцо, а другой затачивают, а потом закаливают. Вырубной штамп применяется для производства круглых вставок различного поперечника. Матрицу штампа изготовляют из металлической плиты шириной 15-20 мм. В плите просверливают несколько отверстий поперечником от 6 до 12 мм.Из инструментальной стали изготовляют цилиндрические пуансоны, надлежащие поперечникам высверленных отверстий. Рабочую часть их закаляют бруски с резьбою по дереву. Нужно выбрать такой момент, когда краситель впитается древесиной, но еще не успеет высохнуть на металлических вставках, и протереть осторожно весь набор чистой сухой тряпкой. Лишняя краска, покрывающая вуалью металл, снимется.

В доске просверливаются направляющие отверстия, точно надлежащие отверстиям в матрице. В процессе вырубки лист металла укладывают на матрицу, потом в отверстие направляющей доски вставляют пуансон и ударяют по нему молотком.Последующая группа инструментов создана для обработки древесной породы. Ножом-косяком в древесной породе прорезают прямые и кривые углубления. Изготовляют его из ножовочного полотна. Такие ножики всераспространены у резчиков по дереву. Необходимо также сделать особый торцовый нож-резец, при помощи которого в древесной породе прорезают недлинные параллельные углубления. Штрихи обычно идут под наклоном к этим линиям и упираются в них своими концами. Поэтому заготовку из тонкого листового металла нужно вырезать несколько более широкой, чем расстояние между контурными полосами.

Прорези в виде дуг и окружностей делают циркулем-резаком. Дагестанские мастера из села Унцукуль используют циркули с неизменным шагом, которые изготавливают обычно из старенькых портняжных ножниц. У ножниц отпиливают кольца и вбивают концы в шаровидную ручку из липы. Потом укорачивают лезвия. Из 1-го лезвия вытачивают опорную иглу, а из другого резец. Таким макаром изготавливают несколько циркулей-резаков с разным шагом. Естественно, такие циркули комфортны при серийном производстве, когда бормашины резьбы по дереву заранее известны поперечникы окружностей, не один раз повторяющиеся в изделиях. Но для единичных работ лучше приобрести либо сделать в слесарной мастерской циркуль-резак с раздвижными ножками. Круглые бляшки, сделанные при помощи вырубного штампа, при инкрустировании вставляются в гнезда, высверленные центровым сверлом. Центровых сверл необходимо сделать из инструментальной стали столько, сколько отверстий в вырубной матрице. Каждое сверло должно соответствовать поперечнику 1-го из отверстий.Для насечки можно использовать обширно всераспространенные и доступные металлы: медь, латунь, сталь и алюминий. Заготовки для вставок изготовляют из листового металла и проволоки поперечником от 1 до 3 мм. При помощи проволоки на инкрустируемом изделии получают круглую точку. Для выполнения контура используют узенькие полосы, которые вбивают в нанесенные ножом-косяком либо циркулем-резаком углубления. Более узкая железная лента вставляется торцом в углубления, нанесенные ножом-резцом. Размеры и толщину заготовок удобнее найти после составления наброска.

Древесная порода благодаря характерной ей упругости держит внутри себя элементы насечки. Насечка более крепко держится в жесткой древесной породе, более упругой, чем мягенькая. Всем понятно, что забить гвоздь в твердую березовую доску намного сложнее, чем в мягенькую липовую. Да и выдернуть гвоздь из березовой доски тоже нелегко. Чем тверже и прочнее древесная порода, тем надежнее закрепляется в ней насечка. Потому мастера вытачивают либо вырезают изделия, созданные для насечки, из жесткой, плотной и крепкой древесной породы плодовых деревьев: кизила, абрикоса, боярышника, груши, яблони и грецкого орешка. В средней полосе можно использовать древесную породу березы и клена, также засохших фруктовых деревьев: яблони, груши, рябины.

Рис.3. Приемы и последовательность выполнения насечки: 1- насечка продольной полосы металла; 2- врезание рисунки резьба по дереву узоры и закрепление круглой бляшки; 3- торцовая насечка полосой.

Для больших работ полностью подойдет хоть и мягенькая, но однородная древесная порода липы, осины и ольхи. Только элементы насечки в этих случаях нужно забивать еще поглубже, по другому они не будут держаться. Крепкость удерживания вставок также зависит от строения древесной породы. В прямослойной однородной древесной породе вставки удерживаются более накрепко, чем в свилеватой. Элементы насечки, вбитые на круговом и тангентальном разрезах вдоль волокон, держатся слабее, чем вбитые поперек волокон либо под углом к ним. Железные вставки, вбитые в торец, держатся еще слабее. Если насечка производится на большой вещи, к примеру на коробке с крышкой, выполненной на токарном станке, то встречаются все имеющиеся виды срезов. Например, на боковой поверхности могут картинки узора резьбы по дереву быть полуторцовые срезы и обязательно тангентальный и радиальный, а на крышке — торцовый. Мастер должен учитывать неоднородность строения древесины, вбивая элементы насечки в разных участках на различную глубину.

Древесина, из которой изготавливают деревянные предметы, созданные для насечки, должна быть сухой. Если ее влажность будет выше 20%, то изделие после высыхания покоробится и растрескается, а элементы инкрустации выпадут. Точно влажность древесины можно определить только при помощи специальных приборов. Чтобы обойтись без приборов, надо знать, что древесина, высушенная в помещении, имеет влажность 8-12%, а хранящаяся на воздухе под навесом — 12-18%. Выполнять насечку сразу на токарных формах довольно сложно и трудно. Поэтому для начала попробуйте украсить плоскую крышку прямоугольной или круглой коробочки. Подготавливая поверхность древесины, учтите одну особенность насечки.
Металлические вставки выгодно смотрятся только тогда, когда поверхность доски имеет хотя бы небольшую выпуклость. Благодаря ей на отполированных вставках после окончательной отделки появляются блики, оживляющие насечку, подчеркивающие ее неповторимое своеобразие. Поэтому у приготовленных дощечек нужно напильником сделать поверхность слегка выпуклой. Рисунок на доску можно перевести при помощи копировальной бумаги. Выполнение насечки нужно начинать с вколачивания полосок, выполняющих роль основного контура, который вроде бы держит весь рисунок орнаментальной композиции. Прямые линии по контурам рисунка прорежьте ножом-косяком, а дуги и окружности — циркулем-резаком. Глубина прорези всегда должна картинки резьбы по дереву охота быть несколько больше, чем ширина вбиваемой полосы. Толщина же полосы должна быть равной ширине прорези, если прорезь выполнена поперек волокон, и чуть больше, если прорезь идет вдоль волокон. Для мягкой древесины вставки берутся всегда несколько толще прорези. Направляя полоску металла в прорезь, постепенно вбивайте ее маленьким молоточком в древесину заподлицо. Чтобы врезать круглую бляшку, нужно подобрать центровое сверло, соответствующее ее диаметру, и высверлить им гнездо на глубину, равную толщине вставки. Вставку можно закрепить в гнезде эпоксидным клеем или клеем БФ. Если время терпит, то идеальнее всего следует поступить именно так.

Но есть и другой прием, более сложный, который позволяет обходиться без клея.Если вставка нетолстая и изготовлена из мягкого металла, наколите ее шилом в двух трех местах, а толстую просверлите сверлом. Затем возьмите предварительно отожженную проволоку из такого же металла и с усилием вставьте ее конец в отверстие. Затем срежьте конец ножницами и оставшийся хвостик забейте частыми ударами в древесину. При всем этом торец проволоки расплющится, превратившись в шляпку, которая прочно удерживает бляшку картинки резьба по дереву мебель. Таким же образом проволочные гвоздики вбейте в остальные наколы. Полоски штриховой насечки вколачивают между двумя контурными полосками. Торцовый ножик изготавливают из полосы инструментальной бруски для резьбы по дереву стали, заточив конец в виде клинка. Потом его набиваю на громоздкую шаровидную ручку, выточенную на токарном станке из липы либо осины, Будет нужно также обыденное шило, при помощи которого на древесной породе производятся точечные наколы под проволоку. Толщина полосок заготовок должна быть равной толщине полотна ножа резца. сделав ножом глубокий накол картинки резьба по дереву звери, ставьте в него полоску торцом, затем подрежьте ее ножницами и оставшуюся над поверхностью изделия часть вколотите заподлицо в древесину. Перед тем как вставить полоску в очередной накол, ее конец нужно подрезать в виде клинышка. Это облегчит забивание полоски в щель накола. Надо подразумевать, что этот прием выполнения насечки один из самых трудных и на первых порах не все будет получаться. Только после упорной тренировки можно добиться успеха.

Точечная насечка наиболее проста по исполнению. Она почти всегда удается сразу, даже без какой-либо тренировки. Видимо, здесь сказывается навык забивания обычных гвоздей, который есть почти у каждого. Проволокой, вбитой торцом, дополняют узор, делают его более выразительным. Чтобы получить на поверхности древесины блестящую круглую точку, сделайте шилом глубокий накол и вставьте в него конец проволоки. Затем обрежьте ее ножницами на расстоянии 1,5-2 мм над поверхностью дощечки. Оставшийся конец вбейте в древесину заподлицо. Готовый узор обработайте широким напильником, выравнивая элементы набора. Затем отшлифуйте его мелкозернистой наждачкой, следя за тем, чтобы на нем исчезли все мельчайшие царапины. На фоне светлой древесины металлические вставки смотрятся не очень выразительно. Чтобы подчеркнуть и поболее четко выделить блестящий узор, древесину нужно окрасить морилкой.

Если насечка выполнена сталью или алюминием, в морилку следует добавить красную анилиновую краску или красные чернила. Красно-коричневый фон подчеркнет и усилит оттенки этих металлов. Но на красно-коричневом фоне пропадают и становятся едва заметными вставки из красной меди и латуни. Древесину декоративных композиций, в каких использованы одновременно вставки из красной меди, алюминия, латуни и стали, нужно окрасить в темно-коричневый картинки резьба по дереву эскизы или черный цвет. В качестве черного красителя можно использовать тушь. Краситель наносите на дерево широкой щетинной кистью или тампоном. Если тон окраски окажется недостаточно интенсивным, нужно дождаться, когда краситель подсохнет, и нанести второй слой. Краситель почти сразу картинки резьба по дереву ножом же впитывается древесиной, а на поверхности металлических вставок он ложится тонким слоем. Чтоб пуансон точно размещался над отверстием матрицы, необходимо сверху на штырях укрепить направляющую доску из твердого и плотного дерева, к примеру бука либо березы.Рис.1. Сверху вниз: ножницы, чертилка, вырубной штамп и схема вырубки бляшек, нож-косяк, торцовый нож-резец, шило, раздвижной циркуль-резак, циркуль с неизменным шагом, центровое сверло. Примерно через сутки, когда краситель высохнет, украшенную насечкой поверхность предмета необходимо слегка прошлифовать, а затем вылощить до появления на узоре зеркального блеска.

Лучшим материалом для лощения издавна считается хвощ. Все виды хвоща содержат кремнезем, обладающий абразивными свойствами, но особенно его много в хвоще зимующем. Летом можно заготовить хвощ полевой, который встречается на полях и огородах как сорняк. Хвощ зимующий удобно собирать поздней осенью, когда он остается зеленым, в то время как другие виды хвоща давно увяли. Если в лесу мало снега, то хвощ зимующий можно встретить и зимой. Старые мастера сжигали богородица резьба по дереву высушенный хвощ, а оставшийся в виде пепла кремнезем использовали для шлифовки металла и камня. Дерево же шлифовали высушенным и измельченным хвощом, растирая его на поверхности древесины тряпичным тампоном. Но удобнее всего пользоваться специальной лощильной бумагой, которую легко изготовить своими руками из такого же хвоща. Высушенный хвощ измельчите в кофемолке. Если ее нет, хвощ можно растолочь в ступке и просеять через мелкое ситечко. Положите на стол лист бумаги, оберточной или писчей, и нанесите на нее густой слой столярного клея, в который для эластичности предварительно добавьте немного глицерина. На проклеенную бумагу насыпьте толстым слоем измельченный хвощ, сверху наложите гладкую дощечку и нажмите на нее как можно сильнее. Затем, убрав дощечку, поднимите бумагу и стряхните с нее лишний порошок на газету. Его можно будет использовать при изготовлении другого лощильного листа. Когда клей высохнет, лощильная бумага готова. Пользуются ею как обычной наждачной. Украшенное насечкой изделие покрывают прозрачным лаком, а затем полируют.

0 Comments
Share

admin