Декоративная резьба по дереву прорезная резьба

Именно соединяя в композиции все виды резьбы, можно добиться совершенства в данном виде творчества кедровые шишки резьба по дереву. Но путь к этому лежит только через овладение каждым видом, каждым приемом в отдельности (приложение В).Прорезная резьба — это резьба на деревянном слое любой формы, где элементы изображения связаны и окружены прорезами. Резьбой по дереву украшались дверные и оконные наличники, древесные ложки и другая посуда, музыкальные инструменты и еще многие и многие предметы. Способом резьбы по дереву мастера могли сделать довольно надежный и очень хитроумный древесный замок. Некие из таких поделок дошли до наших дней, их можно узреть в краеведческих и исторических музеях.

История развития резьбы по дереву неразрывно связана с историей развития культуры и миропонимания общества, вот поэтому в каждой стране резьба по дереву совсем различная, есть различные техники и стили. Более старый вид резьбы — геометрическая резьба — употреблялся издревле не только лишь для декорации домашней утвари, да и для составления волшебных оберегов и охранительных заклинаний, так как каждый элемент резьбы китайская резьба по дереву цветочки символизировал явления, предметы либо стихии, от которых человек желал уберечься либо к которым, напротив, прибегал за помощью. Из дерева вырезали идолы — охранительные знаки, которые должны были приносить фортуну и защищать от бед. Такие идолы киоты на иконы резьба по дереву покрывались особенной резьбой и на долгие и длительные годы становились хранителями дома.

В более поздний период украшение дома и предметов домашнего обихода резьбой по дереву утратило магический смысл и стало чисто декоративным. В ХVI-XVIII столетиях резьба по дереву стала промыслом общегосударственного масштаба, создавались большие резчицкие мастерские и артели, многие мастера резьбы по дереву декорировали своим искусством дворцовые ансамбли Санкт-Петербурга и Москвы. Но уже в XIX веке резное мастерство было основательно подзабыто, так как развитие киров набор для резьбы по дереву резчицкого промысла не стало поддерживаться государством. Но история резьбы по дереву на этом не завершилась — в наше время древнее мастерство возрождается, возникают целые школы и коллективы декоративно-прикладного творчества. Резьба по дереву становится пользующимся популярностью видом народного искусства и приобретает все большее число почитателей [23].

В современной искусствоведческой, технологической, методической и другой литературе встречаются самые различные наименования одной и той же резьбы. Этих заглавий (более 100), что малосведущему человеку тяжело разобраться в таком богатстве заглавий. Проанализировав всю имеющуюся систематизацию. Хитько И.П. предложил систематизацию резьбы по дереву в базу, которой положен технологический процесс и конечный итог декора [24, С.5, 8].

Рельефная резьба — это выпуклое разновысокое изображение частей относительно фона и друг дружку. В свою очередь она разделяется на некоторое количество видов:

-ажурно-рельефная — это резьба с высочайшим рельефным изображением, доведенным до объема с отчасти либо на сто процентов удаленным фоном .

— контррельефная резьба — это оборотное рельефное изображение кельтские узоры резьба по дереву в глубь древесной породы с верно выделенным рельефным контуром по периметру изображения .

В Белорусском искусстве в XIV-XVIII вв. складывается государственная школа резьбы, где особенная роль принадлежит рельефу, который прошел путь от "глухого" до ажурно-рельефного объема.

Начиная со 2-ой половины XVI в. Легкие геометрические мотивы в резьбе иконостасов равномерно уступают место более пластичной и богатой рельефной резьбе, базу бизнес по резьбе по дереву которой составляют растительные мотивы, как на королевских воротах, так и по всему иконостасу.

Более ранешным известным примером рельефной декоративной резьбы в Беларуси является резьба в отделке костела д. Жермуны Гродненской области начала XVI века, королевские ворота конца XVI века, с изображением сцены Благовещения и 4 евангелистов Преображенской церкви д. ВорониловичиПружанского района Брестской области (Набросок Б 7), королевские врата Благовещенской церкви Супральского монастыря.

Расцвет кельтский крест резьба по дереву белорусской ажурно-рельефной резьбы приходится на XVII столетие, когда белорусские народные резчики совместно с мастерами-монахами создали образцы высокого мастерства и стилизации.

Ажурно-рельефная резьба, развивавшаяся в Беларуси, называлась в те времена "фигурной" или "флемской" и в противоположность более древней плоской обладала высоким рельефом, в каком отдельные части резного орнамента поднимались на различную высоту от фона, зачастую перекрывая китайская резьба по дереву панно друг дружку пышными, объемными завитками, или плавно уходя в основание фона резьбы [24, с. 17].

Ажурно-рельефная резьба, внутри православных храмов получила самое широкое применение. Внутреннее убранство храма, его центральной части состояло из многочисленных произведений резного искусства. Во второй половине XVII века резьба в отделке храмов достигает особой пышности и богатства. Иконостасы собора Св. Николая в Могилеве (Рисунок Б 3), Троицкой церкви в Витебске и другие — вершина творчества белорусских мастеров (приложение Б).

В XIX — начале XX в. рельефная глухая резьба широко применялась в отделке мебели, парадных дверей входа, но редко в отделке наличников и фронтонов. Преимущественно такая отделка встречалась в крупных городах в силу сосредоточения в них мастеров-ремесленников. В конце XX начале XXI в. Рельефная резьба получила повсеместное развитие в специальных учебных заведениях, домах ремесел, фабриках художественных изделий, на государственных и частных предприятиях по изготовлению художественных изделий из древесины [24, С. 19].

Характеристика рельефной резьбы сразу предполагает разделение ее на два подвида — плоскорельефную и глухую рельефную. Последняя, к тому же, имеет кисть винограда резьба по дереву два самостоятельных направления — барельефная резьба (имеющая низкий рельеф) и горельефная (имеющая высокий рельеф). Теперь подробнее о рельефной резьбе вообще. Суть ее в том, что сам узор (рисунок) формируется путем выборки фона вокруг него. Эта выборка может быть равномерной по глубине. Формируемый узор (рисунок) и фон вокруг него будут стандартными по всей площади композиции. Это плоскорельефная резьба. Если же резьба выполнена бобин юрий резьба по дереву с высоким рельефным узором, который практически исключает наличие плоских поверхностей, то это глухая рельефная резьба. Термин "глухая" происходит оттого, что данный вид предполагает наличие непрорезанного (глухого) фона.

Рельефная резьба (особенно горельефная) привлекательна своей декоративностью, выразительностью, богатством композиции. Если плоскорельефная резьба характеризуется некоторой "приглаженностью", то горельефная — это настоящий ландшафт в миниатюре, со своими возвышенностями и впадинами, это уже приближение к фантазиям природы. Мастера рельефной резьбы создают настоящие шедевры, задействуя в своих работах элементы всех видов — прорезной, геометрической, контурной, скульптурной резьбы.История резьбы по дереву насчитывает многие тыщи лет. Со времен возникновения древесного зодчества, являющегося одним из древних методов строительства жилища, ведет отсчет и история появления резьбы по дереву. Исконное рвение человека к красе и украшательству собственных жилищ благовест резьба по дереву и предметов быта вылилось в необычное умение сделать хоть какой кусок дерева уникальным произведением искусства.

Зависимо от формы и обработки поверхности сквозную резьбу можно представить как плоскорельефную или рельефную, в какой удален фон.

Рельефную прорезную резьбу принято называть ажурной, особенно если она искусно и тонко сделана, как кружево ("ажурная" в переводе с французского означает &quot белокуриха резьба по дереву;сквозная").

Если прорезная резьба наклеена или смонтирована каким-либо другим способом на поверхности основы (изделия), она называется накладной или наклейной [1, с.338].

0 Comments
Share

admin